православные фильмы онлайн
Регистрация

КНИЖНЫЙ ИНТЕРНЕТ МАГАЗИН

Книги нашего издательства Новые поступления Великий пост и Пасха Православные книги Библия Новый Завет Псалтирь Закон Божий Молитвословы Акафисты Каноны Молитвы в различных случаях Детские молитвословы О молитве Богослужебные книги Новоначальным Праздники Духовная проза и поэзия Детская литература Семейная жизнь и воспитание детей Жития святых Жизнеописания подвижников Святые отцы Толкования Богословие Философия Дневники, письма, проповеди Искусство Ответы на вопросы, беседы, размышления Церковь и общество Проповедники и подвижники благочестия нашего времени Покаяние, исповедь, причащение Таинства Церкви История История Церкви Ноты и пение Православные календари Православные журналы Путеводители, альбомы, святые места Психология, медицина Кухня, огород Учебно-справочная литература Книги на церковно-славянском языке КАРМАННЫЙ ФОРМАТ КНИГИ КРУПНЫМ ШРИФТОМ ПОДАРОЧНЫЕ КНИГИ КНИЖНЫЕ СЕРИИ УЦЕНЕННЫЕ НОВЫЕ КНИГИ Классическая литература CD и MP3 DVD ПРАВОСЛАВНЫЕ ИКОНЫ Иконы. Святая Троица Иконы Спасителя Иконы Богородицы Иконы праздников Ангелы и Архангелы Мужские имена Женские имена Складни Иконы автомобильные Иконы по способу изготовления и оформления Православная одежда Утварь и подарки Благо здравница
В помощь кающимся ч. 2

В помощь кающимся. Часть 2.

Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное. (Мф.3,2)

Покаяния отверзи ми двери ...

Покаяться - значит изменить образ жизни, прежде всего - "прийти в себя" (Лк, 15, 17), то есть увидеть в себе грех, осознать его, возненавидеть, затем покаяться Богу в присутствии священника и дать обещание больше не грешить.
Больной никогда не получит исцеления, если не откроет врачу свою болезнь. Так и мы, пока не осознаем грех, не можем получить прощения у Бога.
Очень часто люди приходят на исповедь и не знают, что сказать - о покаянии и говорить нечего! Душевные очи у них закрыты, душа спит мертвым сном.
Почему спит душа? Откуда у человека такое страшное состояние?
Диавол знает, что главное в деле спасения - чистосердечное покаяние, и бьет в самый центр: лишает людей исповеди. И вот результат: человек не контролирует свои дела, слова и мысли, разум у него помрачается, он не видит своих грехов и не замечает, что преступил закон Божий. Грех становится навыком, входит в природу человека и живет в нем. И ему уже не страшны ни смерть, ни ад, ни даже Страшный Суд. "Что уж Бог даст...", - говорят многие по привычке. А Бог дал Святое Писание и слово Его будет в последний день судить всех нас.
Грех - самое великое в мире зло, - говорит святитель Иоанн Златоуст. Наши нераскаянные грехи - это новые раны, которые мы наносим Христу Спасителю. Это страшные язвы нашей души, и шрамы от них остаются на всю жизнь.
Лишь в таинстве покаяния можно очистить и исцелить душу. Покаяние вытаскивает нас из бездны греха, пороков и страстей и вводит во врата рая. Сам Господь открывает нам Свои объятия и принимает как блудных детей. И к Богу надо стремиться, как малое дитя стремится к своим родителям, когда напроказничает: плачет, просит прощения, обещает вести себя хорошо, и любящие родители его прощают. Так и Отец Наш Небесный, когда приходим к Нему с искренним покаянием, со слезами, прощает нас и дает благодать, дает ее даром. Ведь как бывает: обидел кто-то ребенка, он и бежит к родителям, жалуется на обидчика и те, жалея малыша, успокаивают его: "Ничего, ничего, мы с этим проказником поговорим, больше тебя не тронет..." Точно так же и мы, когда диавол нападает на нас, должны скорее бежать на исповедь, открыть все Богу, и Он запретит диаволу нападать на нас. Святитель Феофан Затворник говорит, что в исповеди мы избавляемся от диавола, как от врага и злодея, который вредит нам до тех пор, пока мы его не замечаем, а только заметим, тотчас бежит прочь.
В исповеди нам даются от Бога благодатные силы на борьбу с грехом, с пороками и страстями.
Один человек никак не мог избавиться от пристрастия к табаку и попросил совета у оптинского старца Амвросия. Старец объяснил ему какой вред наносит курение душе и телу и посоветовал подробно исповедываться во всех грехах, начиная с семи лет, и причаститься Святых Христовых Тайн. Это помогло. Без частой, искренней исповеди нельзя победить страсти.
Когда человек постоянно совершает один и тот же грех, у него появляется страсть к этому греху, и хотя сам он находится на свободе, душа его пребывает в темнице. Многие люди телом свободны и не сознают, что повязаны грехом, не думают о том, что все наши дела, слова и мысли контролируются и небом и адом, Богом и диаволом. Все злые дела, нечистые помыслы, каждое праздное, пустое слово записываются злыми духами и откроются в день Страшного Суда. А добрые дела идут впереди человека, ими он оправдается на Страшном Суде.
Образ покаяния начертал нам Господь в притче о блудном сыне.
У одного человека было два сына. Младший потребовал, чтобы отец разделил имение и дал ему его часть, а когда получил положенное, ушел в дальнюю страну и там расточил все, живя распутно. Но прошло время, в стране той настал голод и пришлось ему идти искать себе пропитание. И он пас свиней у одного жителя. Рад был бы питаться их кормом, но ему не давали. Настала для него великая скорбь и тогда пришел он в себя, вспомнил об отце и решил: пойду я к отцу своему, упаду ему в ноги и скажу: "Отче, я согрешил на небо и пред тобою и уже недостоин называться твоим сыном, прими меня в число наемников твоих". Так он положил в сердце своем и пошел к отцу и, когда был еще далеко, отец увидел его и побежал ему навстречу, и сын упал ему на грудь. И простил его отец, велел слугам одеть его в лучшие одежды и приготовить пир, потому что сын его был мертв - и ожил, пропал - и нашелся.
Святые отцы различают в этой евангельской притче три момента покаяния:
- человек пришел в себя, т.е. заглянул в свою душу, понял, что страшно грешен, виновен пред Богом, у него возникло покаянное чувство, это первый момент.
- человек принял решение: "встал и пошел", т.е. пошел в церковь на исповедь.
- "упал ему на грудь", т.е. само покаяние, исповедь, это третий момент, когда человек исповедует Богу в присутствии священника все свои грехи и дает обещание не повторять их. И тогда Господь, любящий Отец, прощает его и принимает, как блудного сына, в Свои объятия.
Покаяние начинается лишь тогда, когда человек осознает, что грешен, что грехи мешают ему жить, отравляют душу. Если человек грехов своих не видит, значит, он серьезно духовно болен и душа его для Бога умерла. Ее уже не мучают грехи, эту душу диавол связал по рукам и ногам, очи ее духовные закрыты, уши не слышат, уста онемели. Как человек в гробу: не слышит, не видит, не чувствует. Когда человек заболел, первый признак того, что он нездоров - отвращение от пищи. Так и у того, кто заболел духовно, отвращение от молитвы, от всего духовного. Ему не хочется читать Священное Писание, где Господь с нами говорит, ему не хочется в храм идти, и если он себя заставляет и приходит, то опаздывает на службу, до конца не стоит, во время службы мучается и думает: скорей бы конец. И грехов своих он не видит. Оттого, что далеко ушел от Бога, от Света. Так, если ночью бежать по лужам, вся одежда будет в грязи и в темноте этого не видно, но стоит выйти на свет, все сразу и откроется: посмотрим и ужаснемся. Пока не пришли к Богу, не живем по Его воле, находимся во мраке и не видим своих грехов. Душа у нас черная, и каждый новый грех - это новое черное пятно на ней, а на черном черного не видно...
Великие грешники всегда считают себя праведниками, а святые - великими грешниками. Они живут в свете Христовом, видят даже самые маленькие пятнышки в душе своей и осознают свое недостоинство пред Богом.
К одному старцу пришел ученик и сказал: "Авва, я духовными очами вижу ангелов". Старец же ответил ему: "Это не подвиг. Вот, когда духовными очами увидишь бездну грехов, как морской песок, это будет великий подвиг". Святые отцы говорят: блажен человек, который видит не ангелов, а грехи свои.
Почему мы не видим своих грехов? Потому что не контролируем себя, свои поступки, слова и мысли, закон Божий не соблюдаем, закостенели в грехах, так привыкли к ним, что грех за грех уже не считаем. К примеру, девушка жила чисто, скромно, но вот в компании вырвалось у нее скверное, "скоромное" слово, она застыдилась, смутилась, покраснела, но если не исправилась и в другой раз выругалась, уже не так стыдно стало, потом и еще и еще, привыкла и грязные слова сами собой вылетают, а ей нипочем. Так каждый грех входит в душу и овладевает ею, и когда такие люди приходят на исповедь, они не знают в чем каяться. Спросит батюшка: "Какие у тебя грехи?" - "Да, нет никаких... не знаю". Ну, а если спросить сколько денег у тебя в кошельке, кто сколько тебе должен, да какие цены в магазине, кто обидел, да как соседи между собой живут и чем занимаются? Все вспомним. А кому мы досадили, кого мы обидели - этого не помним.
Святые отцы говорят: начало спасения - познание самого себя, т.е. своих недостатков, пороков и греховных привычек, осуждение себя с сокрушением и молитвой Богу о помощи.
И Господь призывает нас, открывает нам наше духовное состояние.
Одна женщина пришла на исповедь, за 50 лет ни разу не каялась. "Что же тебя заставило прийти?" - спрашивает батюшка. - "Видение. Увидела я, будто болею, и вдруг из груди моей на ладонь выпало сердце. Смотрю на него: с одной стороны здоровое, а с другой - гнилое, в какой-то ржавой пленке. Хотела было эту пленку снять, но не смогла, решила к врачу обратиться. Очнувшись поняла, что это болезнь души и сердце поражено грехом, что надо обратиться к врачу духовному - священнику".
Мы знаем, что апостол Петр поначалу был слаб духом и отрекся от Христа, а когда пропел петух, то горько заплакал, раскаялся и был прощен. В жизни каждого из нас бывает такая ночь, когда среди наших беззаконий начинает "петь петух" - голос совести, обличающий нас, отрекшихся от своего Спасителя и распинающих Его своими грехами. Горе тому, кто затыкает уши, чтобы не слышать этого голоса. Радость тому, кто начинает горько плакать о своих грехах и покаянием очистит душу.
И вот, когда человек понял, что он грешен, тогда уже медлить нельзя, нельзя откладывать покаяние. В нашей духовной жизни есть как бы два "календаря": один божественный, а другой диавольский. Божественный называется "Сегодня", "Ныне". Ныне обратись к Господу, ныне покайся, ибо завтра может быть уже поздно. А диавольский "календарь" называется "Завтра", "Потом": "Оставь на завтра, сегодня ты еще молод, живи в свое удовольствие, потом, когда состаришься, покаешься".
Но нельзя запускать болезнь, иначе она станет смертельной, нельзя откладывать покаяние - это приведет к духовной смерти. "Не откладывай до завтра, этому завтра никогда нет конца", - говорит святитель Иоанн Златоуст. Некоторые думают: уйду на пенсию, тогда буду в церковь ходить, тогда и покаюсь. А откуда ты знаешь, что доживешь до пенсии? Между тобою и смертию - один шаг, говорит Господь (I Цар. 20, 3). Пойди на кладбище - там лежат не только старики, но и молодые; может, и тебя Господь завтра призовет к ответу. Не медли, не верь диаволу, который нашептывает тебе: "Подожди, еще будет время, успеешь..." Не верь миру и диаволу, которые крепко держат тебя и не хотят отпускать, не верь своему испорченному сердцу и омраченному разуму, которые не хотят отказаться от греховных утех: "только не сейчас, после, после..." Нет, не после, а ныне, говорит слово Божие - кайся сразу, не жди ни дня, ни даже часа: грех лишает тебя благодати Божией и предает в руки диаволу.
Если грязную посуду сразу не вымыть, то грязь засохнет и потом трудно будет ее отмыть. Так и грехи - чем дольше не будем каяться, тем труднее будет их вычистить из души. Неразумен тот человек, который не убирает свою квартиру, всюду у него мусор, пыль, и сам не моется, и одежду не меняет, с таким и общаться неприятно. А душа наша куда дороже комнаты и одежды, она должна быть чистой, светлой, святой и очистить ее можно только в таинстве покаяния.
Покаяние грешника - это праздник на небе; ангелы, все небо радуется о едином кающемся грешнике, все небесные силы торжествуют, когда совершается на земле покаяние.
Покаяние открывает нам врата рая. Преподобный Нифонт видел однажды, как ангелы несли на небо душу грешника, и когда они проносили ее через мытарства, злые духи кричали: "Эта душа наша, отдайте ее нам! Она наша!" - "А чем вы это докажите?" - спросили ангелы. "Нет греха, который бы не совершил этот человек, всю жизнь он прожил в пороках и страстях, исполняя нашу волю". Спросили Ангела Хранителя и он сказал: "Да, этот человек был страшным грешником, но когда он заболел, то раскаялся перед Господом. В тяжких мучениях он воздевал руки к небу, горько плакал и горячо молился. И Господь простил его". Ангелы не отдали душу демонам и те возопили в отчаянии: "Что же нам делать? Если Бог такую душу помиловал, то мы всуе трудимся, Он весь мир помилует!" - "Да, - сказали ангелы, - если весь мир со смирением и сокрушением покается, Господь его помилует". И ангелы внесли душу покаявшегося грешника во врата рая.
Святитель Иоанн Златоуст говорит, что грех налагает на нас такое пятно, которое нельзя смыть тысячью источниками, но только слезами раскаяния. И Господь ждет, что человек возненавидит свой грех, в душе появится отвращение ко греху, постоянное покаянное чувство и сокрушение сердечное. Слезы о грехах у ангела на особом счету. Известно, что слезы человека очищают глаза, убивают микробы, вымывают грязь. Если бы не было слез, мир был бы полон слепых. В жизни духовной та же связь: не будет слез покаяния, очищающих душу, душа ослепнет.
Ну, а если у нас нет покаянных слез, если душа холодная, пустая? Упади на колени перед Распятием, проси Бога, Матерь Божию, чтобы смягчилось сердце, молись, читай Евангелие. Сердце у нас каменное, а Слово Божие - вода живая, упадет на камень и постепенно его размягчит. Стань пред Распятием и подумай о том, что вот, Господь смотрит на тебя с Креста и видит тебя, знает все твои дела и мысли. Что скажешь Ему, когда явишься на Суд? Как оправдаешься?
Чтобы возникло покаянное чувство, очень полезно вспоминать почаще о смерти. Каждую минуту жди, что придет время и тебя вызовут, как на экзаменах. "Помни последняя твоя и вовек не согрешишь",
Плод покаяния - это исправление, перемена жизни. Человек с погибельного пути переходит на спасительный: раньше служил диаволу, исполнял его злую волю, а теперь живет с Господом, учится исполнять Его святую волю. Человек дает обещание Богу больше не грешить, безжалостно с корнями вырывает из души все пороки и страсти, отвращается от зла и всякой неправды, а о содеянных грехах всегда сокрушается и плачет, так, как разбойник Варвар. Он был страшный грешник, убил триста человек, среди них - двух священников, но наступил момент, когда он осознал свою ужасную жизнь, пришел на исповедь к священнику, во всем покаялся и попросил дать ему епитимию. Священник подумал и сказал: "С сегодняшнего дня будешь у меня работать, а жить будешь в хлеву, со скотиной, там будешь есть к спать". После службы священник пошел домой, а следом за ним - покаявшийся Варвар. И когда священник оглянулся, то увидел, что Варвар не идет, а бежит за ним на четвереньках. "Что это с тобой?" - удивился священник. - "Вы же сказали, чтобы я жил со скотиной, вот я и уподобляюсь ей..." И он два года жил в хлеву и почитал себя хуже всякой твари. А потом ушел в пустынное место и там тоже ходил на четвереньках, питался травой и прожил так еще 12 лет. Однажды проезжали охотники, увидели издали в траве зверя, выстрелили из лука, а когда подбежали, оказалось, что это человек весь обросший, то был Варвар. Его похоронили, а потом открылось, что тело его нетленно и мироточит. На его могиле многие получали исцеление. Он причислен к лику святых.
Епископ Феофан говорит, что одного покаяния для спасения недостаточно, нужна решимость переменить себя, оставить прежние грехи. И когда от сердца положишь такой обет, Господь помогает. Так, Мария Египетская, как только дала обет оставить распутную жизнь, тотчас смогла переступить порог храма и войти в церковь, куда не пускали ее грехи. Она была великая грешница, 17 лет провела в блуде, а когда покаялась, ушла в пустыню и там 17 лет, столько же, сколько грешила, вела брань с блудным бесом и только после этого стала совершенствоваться в духовной жизни. 47 лет прожила она в пустыне и достигла великой святости, так что во время молитвы поднималась в воздух и реку переходила по воде, как посуху...
Какие бы мы ни совершали грехи, ни в коем случае нельзя впадать в отчаяние, бояться, что Господь не простит нас. "Отчаяние у человека - великая радость для диавола", - замечает преподобный Варсонофий Великий. Мы должны не отчаиваться, а помнить, что у Отца нашего Небесного такая любовь к нам, какой не было ни у одной матери к своему ребенку за всю историю рода человеческого. Сколько людей в мире живет сейчас и сколько их еще будет, и все грешили и грешат, и каждый несет за грехи наказание, но если собрать все человеческие страдания, все скорби, все муки и вылить их в чашу, то это будет та чаша, которую испил за нас грешных Иисус Христос. Весь род человеческий находился под проклятьем, во власти диавола, и никто, кроме Христа Спасителя, не мог нас искупить, взять все наши грехи на себя. Искупление произошло, и Господь, по великой Своей милости, оставил нам Веру и Покаяние. Как чадо любящий Отец, Он с великой любовью и радостью принимает всякого блудного сына, всякого кающегося грешника в Свои объятия, и наших грехов Он не помянет во век, только нельзя злоупотреблять любовью Господней. Ради спасения своей души мы должны жертвовать здоровьем, благополучием и, если надо, жизнью. Примером для нас является Христос: Он показал нам путь в рай - путь через Крест, через страдания, и другого пути в Царство Небесное нет.






Яндекс.Метрика православный кинозал ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU

Православный журнал «Благодатный Огонь» Жития святых свт. Димитрия Ростовского»



Авторизацияна нашем сайте
Логин
Пароль