православные фильмы онлайн
Регистрация

КНИЖНЫЙ ИНТЕРНЕТ МАГАЗИН

Книги нашего издательства Новые поступления Великий пост и Пасха Православные книги Библия Новый Завет Псалтирь Закон Божий Молитвословы Акафисты Каноны Молитвы в различных случаях Детские молитвословы О молитве Богослужебные книги Новоначальным Праздники Духовная проза и поэзия Детская литература Семейная жизнь и воспитание детей Жития святых Жизнеописания подвижников Святые отцы Толкования Богословие Философия Дневники, письма, проповеди Искусство Ответы на вопросы, беседы, размышления Церковь и общество Проповедники и подвижники благочестия нашего времени Покаяние, исповедь, причащение Таинства Церкви История История Церкви Ноты и пение Православные календари Православные журналы Путеводители, альбомы, святые места Психология, медицина Кухня, огород Учебно-справочная литература Книги на церковно-славянском языке КАРМАННЫЙ ФОРМАТ КНИГИ КРУПНЫМ ШРИФТОМ ПОДАРОЧНЫЕ КНИГИ КНИЖНЫЕ СЕРИИ УЦЕНЕННЫЕ НОВЫЕ КНИГИ Классическая литература CD и MP3 DVD ПРАВОСЛАВНЫЕ ИКОНЫ Иконы. Святая Троица Иконы Спасителя Иконы Богородицы Иконы праздников Ангелы и Архангелы Мужские имена Женские имена Складни Иконы автомобильные Иконы по способу изготовления и оформления Православная одежда Утварь и подарки Благо здравница
В помощь кающимся ч. 3

В помощь кающимся. Часть 3.

Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное. (Мф.3,2)

Тайная исповедь

В последнее время у нас в России вошла в практику общая исповедь: выходит священник, прочитывает несколько молитв, называет несколько грехов, а потом, покрывает каждого пришедшего на исповедь епитрахилью и читает разрешительную молитву: "Прощаю и разрешаю вас от всех грехов". И через такую "исповедь", когда человек сам не называет ни одного греха, проходят тысячи: и крещеные, и некрещеные и идут причащаться. Может быть кто-то всю ночь пил, гулял, сквернословил, кто-то убил младенца во чреве, кто-то обращался к колдунам, экстрасенсам или сам колдовал... Все идут причащаться, принимать в себя Живого Христа. Но Господь строго предупредил: "Не давайте святыни псам" (Мф. 7,6), Христос никогда не войдет в нераскаянную душу, Бог только в чистые души входит, потому такие люди причащаются себе в осуждение.
Когда на Балканах и в Греции отказались от Таинства исповеди, стали причащаться без покаяния, Господь попустил им впасть в смертный грех - принять новый стиль.
Страшна общая исповедь. Еще в 20-е годы известный проповедник священник Валентин Свенцицкий предостерегал: "Каждый практикующий общую исповедь, хотя бы в самом улучшенном виде, должен знать, что он кладет свою лепту в антицерковное дело... Общая исповедь недопустима ни в какой форме и ни при каких обстоятельствах".
Церковь - это духовная лечебница, где исцеляют души. Перед исповедью священник говорит такие слова: "Се чадо, Христос невидимо стоит, приемля исповедание твое, не устыдися, не убойся, но скажи все то, что есть на совести..." И добавляет: "Если утаишь какой грех, сугубый грех иметь будешь. Помни, что ты пришел в духовную лечебницу, да не неисцеленный отсюда уйдешь".
И вот представьте себе: собрались больные лечиться, пришли в поликлиннику. Обычно врач, например, терапевт принимает 15-20 человек за смену - столько ему положено, вот вышел он в коридор, посмотрел, а людей сотни. Он и спрашивает: "Вы все больные?" - "Да, мы все больные". - "Ничего страшного, успокойтесь, вы - здоровы, идите с миром". Разумно ли поступает такой врач? Конечно, нет. Точно так же и в церкви, поскольку церковь - это духовная лечебница, где мы должны душу исцелить, а врач - священник, он должен каждого отдельно принять, выслушать. Любой врач, когда принимает больного, расспрашивает его: не болел ли скарлатиной, не было ли воспаления... и только тогда устанавливает диагноз. И здесь тоже самое - священник помогает вспомнить нераскаянные грехи, с юности, и их надо назвать, даже если они были 70, 80, 90 лет тому назад. Наш ум забывчив, не помнит многих грехов, но бесы помнят и на мытарствах все грехи нам покажут, поэтому надо стараться все с юности вспомнить, во всем покаяться, чтоб на душе ничего не оставалось. И тогда наша душа будет спокойна.
В православной церкви есть только два вида исповеди: тайная и публичная. Тайная исповедь, - когда мы каемся Господу в присутствии священника (лежащие на аналое крест и Евангелие - это видимые знаки невидимого присутствия Христа). Публичная исповедь, - когда человек по благословению духовника кается перед всем народом. Например, подходит учительница, кается: "Батюшка, я в школе детям говорила, что Бога нет". - "Ты всем говорила?" - "Да". - "А теперь перед всем народом покайся". И она стоит и перед всеми кается: "Дорогие братья и сестры! Я в школе была учительницей и говорила, что Бога нет". Это публичная исповедь. Конечно тяжело каяться, но когда душа раскается, какая бывает радость, какая легкость!
Спрашивают, а как же исповеди, которые проводил протоиерей Иоанн Кронштадский? Не были ли это общие исповеди? Преподобный Иоанн Кронштадский - человек великой души, к нему приезжало множество народа, порой бывало до 10 тысяч в день, и каждый хотел у него покаяться. Ему физически невозможно было принять всех по одному и он устраивал такую исповедь: говорил слово о покаянии так, что многие плакали, сокрушаясь о своих прегрешениях, а потом просил всех вслух назвать свои грехи так громко, чтобы он мог слышать. И вот эта огромная масса людей, жаждущих покаяться, начинала каяться, и люди говорили вслух, а преподобный все повторял: "Еще кайтесь, еще говорите, не все покаялись". Долго народ шумел, называя грехи. И в это время можно было слышать всякого рода преступления... А после этого выходили 25 духовников и разрешали этих людей от грехов. А когда каявшиеся подходили к чаше причащаться, преподобный многим говорил: "Вы не покаялись, Вам причащаться нельзя". Это была не общая, а публичная исповедь, когда каждый мог слышать грехи другого.
Почему многим нравится общая исповедь? Потому что мы гордые, самолюбивые и диавол наводит на нас ложный стыд: "Как я могу это сказать священнику? Не буду каяться, мне стыдно. И что священник подумает обо мне, еще и отругает". А нам всем хочется в глазах других быть хорошими, чистыми, добрыми и вдруг гадость будем говорить! И вот такие демонические помыслы приходят к нам, но на них не надо обращать внимания и духовника бояться не надо. Духовник все самые страшные грехи знает: у него тысячи людей прошли. Ему радостно, когда человек чистосердечно кается. Так, что надо стыдиться грешить и не стыдиться каяться. Исповедывать надо все грехи. И самые маленькие тоже. А то некоторые думают мол это не грех, чепуха, нечего батюшке голову морочить Неправильно. Что один большой камень привязанный к шее, что мешок с песком, одинаково тянут под воду, ко дну. Мы грешим не только делами, но и мыслями. Если мы принимаем греховные помыслы, то надо их исповедывать. Преподобный Амвросий Оптинский видел малейшие греховные пятна и в своей душе, и в душах тех, кто к нему приходил и требовал, чтобы в исповеди открывали все греховные помыслы. Враг наш невидимый сам же вложит мысль греховную в душу человека, да тут же и запишет ее, как его собственную, дабы в последствии на Страшном Суде обвинить человека, - говорил старец.
Как происходит тайная исповедь? Сначала священник читает особые молитвы и напоминает нам о грехах. У каждого грехи свои, но есть и общие, их и называет духовник:
"Согрешили мы с вами перед Господом Богом Святаго крещения обетов не соблюли, но во всем солгали и преступили его святые заповеди. Прости нас, милосердный Господи.
Согрешили: любви к Богу, ближнему не сохранили, с ближними ссорились, осуждали, ненавидели, обманывали, лгали, лицемерили, злорадствовали, не желали уступить, служить ближнему, желали ближнему зла; согрешили памятозлобием, мстительностью, досаждением, надсмеянием. Прости нас, милосердный Господи.
Согрешили маловерием, неверием, сомневались в делах и промысле Божием, Воскресении мертвых и Страшном Суде, не имели страха Божия, очень часто призывали Имя Божие всуе, без всякой нужды. Прости нас, милосердный Господи.
Согрешили нерадением к молитве, оставлением чтения Святого Евангелия, Псалтири и других Божественных книг, святоотеческих поучений, нехождением в церковь по ленности и нерадению. Прости нас, милосердный Господи
Согрешили: объядением, пьянством, тайноедением, празднословием, унынием, ленностыо, прекословием, непослушанием, оклеветанием, осуждением, самолюбием, многостяжанием, хищением, неправдоглаголанием, ревнованием, завистью, гневом, памятозлобием, мстительностью, досаждением, надсмеянием. Прости нас, Господи.
Согрешили тем, что снимали церковные Таинства на фото, видео, тв, а также Их просматривали. Прости нас, Господи.
Согрешили недостойным Причащением Святых Христовых Тайн, приступая к Ним без должного приготовления, без сокрушения и страха Божия. Прости нас, Господи".
После того, как священник напомнит нам основные грехи, начинается тайная исповедь, в которой и происходит покаяние. Если бы у нас были открыты духовные очи, мы могли бы увидеть как совершается покаяние, так, как это увидел святый Павел Препростый. Ему Господь за простоту даровал духовное зрение и он видел духовный мир так, как мы видим земной. К каждому, кто хочет покаяться, подходят Ангел Хранитель и диавол. Ангел Хранитель ждет, что человек полностью откроет все свои грехи, а диавол внушает: "Не надо тебе все говорить, что о тебе подумает духовник; Господь милостив, Он тебе и так все грехи простит". Человек начинает каяться, называть грехи и из его уст выходят змеи разных размеров, и если он все грехи говорит, то все змеи из него выходят. Духовник покрывает его голову епитрахилью и читает разрешительную молитву, и в это время сам Господь говорит: "Прощаю и разрешаю тебя от все грехов твоих". Демон исчезает, а приступает к человеку Ангел и душа Ангела радуется. И Ангел Хранитель надевает венец на голову покаявшегося человека, и он освященный, одухотворенный отходит от исповеди... Видел Павел Препростый и другое. Подошел на исповедь грешник, стал свои грехи говорить и из его уст также стали выходить змеи разных размеров. Решил он один грех назвать и начала из его уст большая змея выползать, но устыдился он и не назвал грех, и змея опять в него вошла. А духовник спрашивает: "Ничего не осталось?" - "Нет, - говорит, - не осталось" И духовник покрыл голову епитрахилью и стал читать молитву: "прощаю и разрешаю", а Господь говорит: "Не прощаю и не разрешаю". И человек отошел с утаенным грехом, и Ангел Хранитель стал плакать, а демон приступил к человеку и говорит: "Вот так всегда делай, Господь милостив, Он знает немощи человека, Он тебе и так все простит". И вот эти два человека подходят к чаше причащаться, принимать в себя Живого Христа, Творца Вселенной и тот, кто достойно покаялся, достойно и причастился: принял в себя Живого Бога, просиял, а нераскаянный грешник отошел от чаши омраченный, с еще большим грехом, а Ангел причастие у него отнял и вместо Тела Христова дал ему уголь...
Если человек приходит каяться, значит у него появилось желание избавиться от греха, очиститься. Почему? Потому что любой грех, как огонь, который мы держим в пригоршнях, - руки жжет и мы стараемся его побыстрее бросить. Еще грех похож на змею, которая пригрелась у нас на груди, вот-вот ужалит. А когда ужалит, тело становится мертвым, мертвой становится и душа, она уже не чувствует угрызений совести, перестает слышать голос Господа. И многие привыкают к этому и вся жизнь их становится сплошным грехом. Потому, если и приходит такой человек на исповедь, он не знает что сказать. И обычно говорят: не убивала, не грабила и особых грехов у меня нет... Или наоборот: "Батюшка, я во всем грешна". Спрашиваешь: "Ну, в чем же ты грешна?" - "Ну, во всем". - "На луну ты не летала на метелке?" - "Да что Вы, батюшка!" - "Может села поджигала? Мужиков водкой спаивала??" - "Да нет, нет!" - "А что ж ты говоришь, что во всем грешна?"
Исповедь обычно проходит так: сначала человек видит у себя только тяжелые грехи: в церковь не ходила, блудом занималась, аборты делала.., но пройдет дня 2-3 и поплыли еще грехи, поползли как змеи. Человеку стыдно, он старается не выпускать этих змей, забыть о них, но они все лезут и лезут. Что в таком случае делать? Надо дать им свободу: пусть все до единой выйдут на свет. Надо все записать и покаяться духовнику, все равно иначе от них не избавиться. Такое покаяние может длиться несколько лет, пока не выявятся все пороки и страсти.
Каяться можно по-разному. Бывает формальная исповедь, когда человек просто перечисляет грехи, а покаянного чувства нет, такая исповедь Богом не принимается. "Покаяние только на словах, без намерения исправиться и без чувства сокрушения, называется лицемерным," - говорит святой праведный Иоанн Кронштадский. Духовник смотрит, как человек кается. Вот, пришла женщина и говорит, что делала когда-то аборты, но в этом по-настоящему не каялась, а теперь пришло покаяние. И она прямо-таки заливается слезами, душа разрывается, и она дает обещание никогда больше этого греха не совершать, просит епитимию, и духовник, видя такое глубокое покаяние, хотя и дает епитимию, но до причастия допускает. И придет другая женщина, тоже говорит, что делала аборты, но говорит без всякого чувства вины, равнодушно, и духовник отлучает ее от причастия до тех пор, пока она свой грех не осознает. И в таких случаях нельзя роптать на духовника, жаловаться, требовать: "Допусти меня до причастия!" Божию благодать силой и криком не возьмешь.
Оптинский старец Варсонофий говорит: "Опыт показывает, что только тогда человек умиротворяется, когда всецело признает себя виновным и кается в своем грехе, не стараясь его уменьшить в чужих глазах". Бог смотрит не на слова, а на сердце.
Два монаха в монастыре поссорились, наконец один решил пойти просить у брата прощение, постучал в дверь его келлии, но тот даже не открыл ему. Пришел в другой раз, тоже самое. Тогда он пошел к старцу за советом. И старец сказал: "Ты ходил с мыслью оправдать себя, в глубине души ты еще не покаялся, иди, от всего сердца проси прощение". Монах понял, раскаялся, снова пошел к брату и тот открыл ему дверь, принял с любовью и простил его.
Что такое глубокое покаяние? Хозяйки знают, если делать прополку в огороде и срезать только ботву сорняков, вся сила сорняков в корень уйдет, и их еще больше будет. Точно так же и в исповеди: если каяться "по верхам", то грех еще глубже в душу войдет, еще больше укрепится, превратится в порок.
Еще надо знать, что на исповеди следует говорить только свои грехи, а не чужие: "Батюшка, муж у меня пьяница, дерется, матом ругается, дочка не слушается, соседка вредит..." Такой "исповедник" всех переберет, а о себе ни слова не скажет.
Какие самые тяжелые грехи? То, что у нас нет настоящей, живой веры в Бога. В церковь не ходим каждую субботу, воскресенье и все праздники. Церковь - это Тело Христово, глава этого Тела - Сам Христос. Апостольское правило говорит: кто не был в церкви три воскресных дня подряд, Духом Святым извергается из церкви и находиться во тьме, во власти диавола. Только через покаяние Господь примиряет и присоединяет нас ко святой соборной апостольской церкви.
Не соблюдаем постов, в среду и пятницу вкушаем скоромную пищу - это тоже тяжкий грех: в среду Христос был предан, в пятницу - распят; это - траурные дни. Духом Святым извергаемся из церкви.
Спать ложимся, Богу не молимся, утром встаем - не молимся, перед обедом, после обеда и в течение дня, перед каждым делом. Богу не молимся и ни за что Его не благодарим.
Вступаем в брак, расписались, но живем не венчано - это блуд, а блудники Царства Божия не наследуют. Апостол Павел говорит: "Не обманывайтесь: ни блудники, ни идолослужители, ни прелюбодеи, ни малакии, ни мужеложники, ни воры, ни лихоимцы, ни пьяницы, ни злоречивые, ни хищники - Царства Божия не наследуют". (1 Кор. 6, 9-10).
Тяжелые, смертные грехи надо оплакивать до самой смерти. Вот, один из них, в наше время очень распространенный - аборты.
Многие на исповеди говорят: мы не убивали. "Аборты были?" - "Да, были". - "Сколько их было?" А ведь это и есть прямое убийство: что убить маленького ребенка, что взрослого - одинаково перед Богом. Когда человек зачинается в утробе матери, он сразу же получает от своих родителей душу, поэтому, убивая младенца в утробе, мать убивает ребенка, человека, хоть он еще и не появился на свет. Гражданский суд за убийство строго наказывает, изолирует убийцу от общества, сажает в тюрьму или лишает жизни. Но если человеческий закон за убийство карает так строго, то каков будет Суд Божий, который постигнет нераскаянных детоубийц! В день Страшного Суда все дети, убитые в материнской утробе, предстанут перед родителями взрослыми, и родители должны будут дать ответ.
Одна женщина, врач-гинеколог, очень гордилась своей профессией, всегда ходила с высоко поднятой головой. И вот ей было видение: будто стоит она на высокой горе, а вокруг - множество детей, и все они поднимают руки, указывают на нее и, приступая к ней, кричат: "Ты - наша убийца! Ты - наша убийца!" Ужас охватил ее, от этого страшного крика она проснулась. Но голоса преследовали ее, и она поняла, что исполняла обязанности палача, что несет на себе огромный греховный багаж - множество убитых людей.
Грех не только самому убить дитя, но и другому посоветовать, вообще этому содействовать. И вот мать, которая делала аборты, должна, чтобы не попасть на вечные адские муки, до самой смерти оплакивать этот страшный грех детоубийства, до самой смерти каяться в нем перед Богом. Утром, поднявшись, надо тут же бросаться к иконам с земным поклоном: "Господи, прости меня, убийцу!" Так и перед сном, обедом, после обеда. Надо постоянно молиться, поститься (желательно в среду и пятницу вообще не вкушать пищи), совершать добрые дела, наипаче - врагам своим, и терпеть поношения, оскорбления, болезни, все время сокрушаясь о страшном своем грехе: "Лучше, Господи, здесь накажи, а там -помилуй!" А кого не постигли болезни и скорби, надо просить, чтобы Бог послал их, и когда пошлет, не роптать, но радоваться и благодарить Господа.
Какие грехи дальше идут... Измена супругам. Это называется прелюбодеяние - значит перелюбили. Если мы идем каяться и этот грех на душе есть, то надо сказать сколько человек было, потому что как только душа выйдет из тела в тот мир, ей предстоит пройти 20 мытарств - испытаний и на этих мытарствах бесы покажут все грехи, которые человек сделал когда-либо в своей жизни. Самые страшные мытарства - 16 - блуда, 17 - прелюбодеяния, 18 - все виды содомских грехов. Блуд, это когда человек живет вне брака, невенчано, а если он вступил в брак-повенчался и изменил, он совершил грех прелюбодеяния. Содомские грехи берут свое название от двух древних городов - Содома и Гоморры. Эти города "прославились" на весь мир страшными грехами: жили там мужчина с мужчиной и женщина с женщиной, супруги допускали разного вида извращения, жили и с животными - это и есть содомские грехи. И на этом мытарстве огромное полчище мерзких блудных бесов во главе с начальником - Асмодеем похваляются, что через эти мытарства проходят только единицы, потому что многие грешат, но не каются - злые духи на исповеди наводят на человека стыд и страх.
Раньше, когда человек совершал преступление, ему отсекали голову. А на исповеди, когда человек покаялся в грехах, склонил голову перед крестом и Евангелием и священник читает молитву разрешительную, отсекается грех. Там, на эшафоте, человек за преступление получал смерть, здесь, перед Богом он получает жизнь, воскрешает душу.
Какие дальше идут грехи... Матом ругались, пьяными упивались, плясали, пели непристойные песни, в карты играли, курили, дрались, воровали, думали о самоубийстве, проклинали ближних... А сколько у нас бывает гнева, зла, раздражения! Ближним не уступаем, ругаемся, обижаемся, подолгу не разговариваем, анекдоты нехорошие рассказываем, много смеемся, а святые отцы говорят: "Кто смеется, верный признак - нет в этом человеке страха Божиего". Много едим и место для молитвы не оставляем, много спим. А помыслы всякие грязные бывают и сновидения мерзкие оттого, что в течение дня проводили жизнь нечистую: или переели, или лишнее спали, или оскорбили, обидели кого, душа наша осквернилась, осквернилось во сне и тело.
Душа человека никогда не бывает пустой, в ней - Дух Святой или дух злой. Как узнать какой дух живет в нашей душе? Если мы не нуждаемся в молитве, любви к Богу, ближним, если мы живем не по законам добра и любви, а по законам зла, если нам все время хочется кого-нибудь оскорбить, поругаться, возгордиться, значит в нашей душе живет злой дух. И такого человека видно сразу, где бы он ни был: дома, на работе, в транспорте, в очереди - он везде одинаков, постоянно изливает грязь словесную, совершает поступки дурные. И если мы видим в себе признаки злого духа, надо начинать работать над собой - каяться и исправляться, надо помнить, что вся наша земная жизнь - это только подготовка к вечности и в тот мир пойдут все наши дела: и добрые и злые. А смерть - не за горами! Одна тяжело больная женщина рассказывала: "Лежу я и вдруг вижу, подходит ко мне кто-то в белом, - страшно стало. Смерть положила на грудь холодную костлявую руку и сердце остановилось, а в голове мысль: не готова еще, не покаялась, Господи, только бы покаяться и причаститься! И в этот момент смерть отняла свою руку и я почувствовала, как сердце забилось".
Господь по своей великой милости призывает нас, протягивает руку, ждет, что мы очистим душу покаянием. Помните, когда Спаситель вышел из Иерихона со своими учениками, у дороги сидел слепой и услышал, что идет Иисус, и стал он кричать: "Иисусе, Сыне Давидов, помилуй меня!" Ему говорили: "Не кричи, никто тебя не слышит". Заставляли замолчать, но он кричал все громче и громче, и Господь остановился, велел звать слепца. "Что ты хочешь от меня?" - "Чтобы мне прозреть". И он прозрел и пошел за Христом по дороге. Так и мы в своей слепоте духовной должны взывать: "Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя!" "Помилуй меня, Боже, помилуй!" Бесы будут мешать, останавливать: "Не кричи, все равно тебя никто не слышит". Но ты взывай, взывай ко Господу и Он услышит, примет твое покаяние и спасет.
Испытывай себя
Да испытывает же себя человек, и таким образом пусть ест от хлеба сего и пьет из чаши сей.
29 Ибо, кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем.
30 От того многие из вас немощны и больны и немало умирает.
31 Ибо если бы мы судили сами себя, то не были бы судимы.
32 Будучи же судимы, наказываемся от Господа, чтобы не быть осужденными с миром.
33 Посему, братия мои, собираясь на вечерю, друг друга ждите.
34 А если кто голоден, пусть ест дома, чтобы собираться вам не на осуждение. Прочее устрою, когда приду.

(1Кор.11:28-34)






Яндекс.Метрика православный кинозал ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU

Православный журнал «Благодатный Огонь» Жития святых свт. Димитрия Ростовского»



Авторизацияна нашем сайте
Логин
Пароль