православные фильмы онлайн
Регистрация

КНИЖНЫЙ ИНТЕРНЕТ МАГАЗИН

Книги нашего издательства Новые поступления Великий пост и Пасха Православные книги Библия Новый Завет Псалтирь Закон Божий Молитвословы Акафисты Каноны Молитвы в различных случаях Детские молитвословы О молитве Богослужебные книги Новоначальным Праздники Духовная проза и поэзия Детская литература Семейная жизнь и воспитание детей Жития святых Жизнеописания подвижников Святые отцы Толкования Богословие Философия Дневники, письма, проповеди Искусство Ответы на вопросы, беседы, размышления Церковь и общество Проповедники и подвижники благочестия нашего времени Покаяние, исповедь, причащение Таинства Церкви История История Церкви Ноты и пение Православные календари Православные журналы Путеводители, альбомы, святые места Психология, медицина Кухня, огород Учебно-справочная литература Книги на церковно-славянском языке КАРМАННЫЙ ФОРМАТ КНИГИ КРУПНЫМ ШРИФТОМ ПОДАРОЧНЫЕ КНИГИ КНИЖНЫЕ СЕРИИ УЦЕНЕННЫЕ НОВЫЕ КНИГИ Классическая литература CD и MP3 DVD ПРАВОСЛАВНЫЕ ИКОНЫ Иконы. Святая Троица Иконы Спасителя Иконы Богородицы Иконы праздников Ангелы и Архангелы Мужские имена Женские имена Складни Иконы автомобильные Иконы по способу изготовления и оформления Православная одежда Утварь и подарки Благо здравница
В помощь кающимся ч. 4

В помощь кающимся. Часть 4.

Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное. (Мф.3,2)

Приготовление к таинству святого причащения.

Тело Христово примите, Источника безсмертного вкусите", - 2000 лет поет Церковь Христова, когда православные христиане причащаются, принимают в себя Христа Спасителя.
Святитель Димитрий Ростовский так говорит о великом Таинстве Святого Причащения: когда мы кладем железо в огонь, то оно раскаляется; человек подобен железу, а тело Христово есть огонь попаляющий и, когда человек соединяется в святом Таинстве Причащения со Христом, он становится огненным; и как больной глазами не может смотреть на солнце, так бесы не могут взирать на того, кто достойно принял Тело Христово.
Если человек достойно причастится и в этот день умрет, мытарства он не проходит, душу его ангелы несут прямо в обители рая - не ради его заслуг и подвигов, а ради той Святыни, которую он принял в этот день.
Представьте себе: к нам должен приехать царь, мы стараемся везде навести полный порядок, идеальную чистоту в доме и во дворе, чтобы достойно принять земного царя. А чтобы принять в себя Царя Небесного, как мы должны себя подготовить? Как душу свою очистить? Постом и молитвой, а самое главное - покаянием.
К Таинству Святого Причащения приступают только православные, т.е. те, кто правильно славят Бога: постоянно ходят в церковь, каждую субботу, воскресенье, все праздники, строжайше соблюдают все 4 поста, среду и пятницу, венчаные, читают утренние и вечерние молитвы, Евангелие, молитву Иисусову, со всеми живут в мире, любви, любят Господа и ближних, всем творят добро, постоянно каются в грехах, - вот эти люди называются православные и они с разрешения духовника приступают к чаше.
К Причащению нужно готовиться заранее, подготовить и душу, и тело, чтобы соединиться с Господом. Дня 3-4 попоститься, не вкушать скоромной пищи, накануне от ужина воздержаться, заменить его правилом: прочитать два акафиста - Спасителю и Божией Матери, четыре канона - Спасителю, Божией Матери, Ангелу Хранителю и канон ко Святому Причащению. У кого нет такой возможности - 500 молитв Иисусовых и 150 раз "Богородице Дево, радуйся..." Но и прочитав это правило, даже если бы мы готовились тысячу лет, нельзя думать, что мы достойны принять Тело Христово. Надеяться надо только на милость Божию и на Его великое человеколюбие.
Одна женщина исповедывалась и всю литургию плакала, сокрушалась: "Господи, я самая грешная, прости меня, Господи, помилуй. Прими меня, как принял блудницу". Причастилась и впервые в жизни почувствовала такую тонкую любовь к Богу, такая радость ее охватила!
Вот, что значит, по-настоящему покаяться и достойно принять Тело Христово!
А теперь посмотрим, как мы приходим к Причастию: отделались "делом, словом, помышлением", вся грязь в душе осталась и дерзаем принимать в себя Живого Бога.
Святитель Григорий Богослов говорит: "Лучше я тело свое отдам на растерзание псам, чем Тело Христово недостойным". И тех, кто недостойно причастился, сразу видно, попробуйте к таким "причастникам" подойти, сказать им что-нибудь, сразу вспылять; появится обида, раздражение, а когда они домой придут, с гневом обрушиваются на домочадцев: "В храме не были, ничего есть не приготовили!" И начинается скандал. И порой домочадцы говорят: "Мама, ты же в церкви была, ты, наверное, сегодня причащалась?" - "Да, я причащалась", - отвечает с гневом. Вот такие "причастники" у нас есть. А вроде бы о святости ревнуем, о справедливости, но это все - вражье, враг вводит нас в грех под видом добра, правды.
Та душа, которая достойно приняла Тело Христово, - добрая, умиротворенная, и какие-бы беды, напасти не случились, они этой души не касаются, благодать Господия хранит...
Если тебя обличает совесть, не дерзай подходить к чаше - совершишь смертный грех. "Тогда приступай к тайнам - когда чиста совесть", - говорит святитель Иоанн Златоуст. Перед причащением необходимо не только чистосердечно покаяться, но и примириться со всеми, с кем находишься во вражде, ссоре, с обидевшими тебя и опечалившими. Обязательно нужно иметь на груди крест. Ни в коем случае нельзя подходить к чаше, если запретит духовник, или если утаишь грех. Женщинам в месячной нечистоте также нельзя приступать к Таинству Причащения.
С каким благоговением надо относиться к святому Таинству Причащения видно на следующем примере.
Один юноша нерадивой жизни зашел в храм, не имея страха Божия, причастился, затем вышел в боковые двери и, проходя через сад, выбросил там Тело Христово. Садовник заметил это, поднял Святые Тайны, осторожно открыл улей и положил Их к пчелам. На другой день приехал епископ и ему доложили об этом случае. В облачении, с дъяконом и хором, епископ прибыл в сад. Все сделали три земных поклона перед ульем, а когда открыли его, оттуда вылетел рой пчел и образовал Крест, и в центре его - Око Божие. Из воска пчелы сделали часовенку, маленький гробик и положили в него Тело Христово. Все это взяли, понесли в храм и, пчелиный рой так же крестообразно сопровождал их до самого входа...
После Причащения до утра земные поклоны делать нельзя, нельзя также ничего выплевывать и прополаскивать уста. Причастники должны стараться хранить себя от праздных разговоров, особенно от осуждения, а чтобы праздных разговоров не было, надо читать Евангелие, молитву Иисусову, акафисты, Священное Писание.
Надо помнить, что до Причащения или после него обязательно бывает искушение.
В чем застану, в том и сужу.
Господь говорит: "Покайтесь!"
"Сотворите достойный плод покаяния", - призывает святой пророк Иоанн Предтеча.
В покаянные дни Великого Поста Церковь взывает: "Душе моя, возстани, что спиши? Конец приближается..."
Конец приближается... Возможно для тебя сегодня будет последнее покаяние, не откладывай его, спеши на исповедь. Помни: Господь простит все грехи, кроме одного - если мы не покаемся и судить нас будет не за грехи, а за то, что не покаялись.
Пересмотри всю свою жизнь, вспомни все грехи - их куда больше, чем перечислено в этой исповеди. Не бойся духовника, открой ему все, что у тебя на душе, что отягощает совесть. Перед ним прошли миллионы людей и он знает все грехи человеческие, и если он истинный пастырь, то радуется, когда раскаивается душа, как и все небо радуется о едином кающемся грешнике. Не страшись, ничего не утаивай, помни: Господь сказал: "В чем застану, в том и сужу".
Заимствовано: "Исповедь" /Свято-Введенский женский монастырь 1996г./. (ред.)

Слово на второе пришествие Господа нашего Иисуса Христа

Христолюбивые братие мои, послушайте о втором и страшном пришествии Владыки нашего Иисуса Христа. Вспомнил я об этом часе и вострепетал от великого страха, помышляя, что тогда откроется. Кто опишет это? Какой язык выразит? Какой слух вместит в себе слышимое? Тогда царь царствующих, восстав с престола славы Своея, сойдет посетить всех обитателей вселенной, сделать с ними рассчет и, как следует Судии, достойным воздать добрую награду, а также подвергнуть казням заслуживших наказание. Когда помышляю о сем, страхом объемлются члены мои, и весь изнемогаю, глаза мои источают слезы, голос исчезает, уста смыкаются, язык цепенеет и помыслы научаются молчанию. О, какая настоит мне нужда говорить вашей ради пользы! И страх нудит меня молчать.
Таких великих и страшных чудес не было от начала твари и не будет во все роды. Нередко ныне бывает, если сильнее обыкновенного блеснет молния, то всякого человека приводит она в ужас, и все преклоняемся к земле. Как же тогда перенесем, как скоро услышим глас трубы с неба, превосходящий всякий гром, взывающий и побуждающий от века уснувших праведных и неправедных. Тогда в аду кости человеческие, слыша глас трубы, со тщанием побегут, ища своих составов, тогда увидим, как всякое человеческое дыхание в мгновение ока восстанет с места своего и все от четырех концов земли будут собраны на суд. Ибо повелит великий Царь, имеющий власть всякия плоти, и тотчас с трепетом и тщанием дадут земля своих мертвецов, а море - своих. Что растерзали звери, что раздробили рыбы, что расхитили птицы, все это явится во мгновение ока. Ни в одном волосе не окажется недостатка. Как снесем это, братие, когда увидим огненную реку текущую с яростию, подобно свирепому морю, поядающую горы и дебри, пожигающую всю землю и дела яже на ней. Тогда, возлюбленные, от огня сего реки оскудеют, источники исчезнут, звезды спадут, солнце померкнет, луна мимо идет, небо, по написанному, свиется аки свиток (Ис. 34, 4). Тогда посланные ангелы потекут, собирая избранных от четырех ветр, как сказал Господь, от конец небес до конец их (Мф. 24, 31), тогда увидим, по обетованию Его, небо ново и землю нову (Ис. 65, 17). Как стерпим тогда, христолюбцы, когда увидим, уготованный страшный престол и явившееся знамение креста, на котором Христос волею за нас пригвоздился. Тогда, все увидят на высоте явившийся страшный и святый скипетр великого Царя, каждый наконец уразумеет и вспомнит слово предрекшаго Господа, что явится знамение Сына человеческаго на небеси (Мф. 24, 30), и для всех сделается известным, что вслед за сим явится Царь. В час сей, братья мои, каждый подумает, как сретить ему страшного Царя и станет поверять все дела свои, потом увидит, что дела его и добрые и худые, стоят пред ним. Тогда все милостивые и искренно покаявшиеся возрадуются, увидев предпосланные ими молитвы, сострадательные увидят, что нищие и убогие, которым здесь оказывали они милость, умоляют за них и возвещают благодеяния их пред ангелами и человеками. Другие также увидят слезы и труды покаянные и они предстанут радостными, светлыми, славными, ждуше блаженного упования и явления славы великого Бога и Спаса нашего Иисуса Христа (Тит. 2, 13). И почему не сказать мне коротко о важнейшем. Когда услышим сей великий глас и страшный вопль, который с высот небесных скажет: се жених грядет (Мф. 25, 6), се приближается Судия, се является Царь, се открывается Судия судей, се Бог всяческих грядет судить живых и мертвых, - тогда, христолюбцы, от вопля сего содрогнутся основания и утроба земли от пределов и до пределов ее, и море, и все бездны, тогда на всякого человека, братие, придут теснота и страх и исступление от вопля и звука трубы, от страха и чаяния того, что грядет на вселенную, ибо, по написанному, силы небесные подвигнутся (Мф. 24, 29), тогда потекут ангелы, соберутся лики архангелов, херувимы и серафимы, и все многоочитые с крепостию и силою воскликнут: свят, свят, свят Господь Саваоф, Сый Иже бе и грядый Вседержитель (Апок. 4, 8). Тогда всякая тварь на небе и на земле и под землею с трепетом и крепостию возопиет: благословен грядый Царь во имя Господне. (Мф. 21, 9). Тогда раздерутся небеса и откроется Царь царствующих, пречистый и славный Бог наш, подобно страшной молнии, с силою многою и несравнимою славою, как проповедал и Иоанн Богослов, говоря: се грядет со облаки небесными и узрит Его всяко око, и иже Его прободоша, и плач сотворят о Нем вся колена земная (Апок. 1, 7).
Какая душа захочет тогда показать в себе столько сил, чтобы стерпеть сие. Ибо небо и земля предадутся бегству, как говорит опять Богослов: видех престол велик бел, и Седящаго на нем, Его же от лица бежа небо и земля, и место не обретеся им (Апок. 20, 11). Видел ли ты когда подобный страх? Видел ли подобные необычайные и страшные дела? Небо и земля побегут? - кто же после сего в состоянии будет устоять? Куда убежим мы, грешные, когда увидим престолы поставленные и седящаго Владыку всех веков, когда увидим бесчисленные воинства, со страхом стоящие окрест престола? Тогда исполнится пророчество Даниилово. Зрях, сказано, дондеже престоли поставишася, и Ветхий денми седе, и одежда Его бела аки снег, и власы главы Его аки волна чиста, и престол Его пламень огненный, колеса Его огнь палящ. Река огненная течаще, исходящи пред Ним: тысяща тысящ служаху Ему и тьмы тем предстояху Ему: судище седе, и книги отверзошася (Дан. 7, 9, 10). Велик будет страх и трепет и исступление в час тот, братие, когда соберет он нелицеприятное судилище и отверзутся страшные сии книги, где написаны наши и дела, и слова, и все, что сказали и сделали мы в сей жизни, и что думали скрыть от Бога, по написанному, испытующаго сердца и утробы (Апок. 2, 23), потому что власи главы вашея вси изочтени суть (Лк. 12, 7), т. е. изочтены рассуждения и помышления, в которых дадим мы отчет Судии.
О, сколько слез нужно нам ради этого часа! А мы пребываем в нерадении. О, сколько будем плакать и стенать о себе, когда увидим те великие дары, какие приимут от Царя славы добре подвизавшиеся! Тогда увидим своими очами неизреченное небесное царство, а с другой стороны увидим также открывающияся страшные мучения, по средине же всякое колено и всякое дыхание человеческое от прародителя Адама до рожденного после всех, и все с трепетом преклоняют колена и поклоняются на лице свое, как написано: живу Аз, глаголет Господь, яко Мне поклонится всяко колено (Рим. 14, 11). Тогда, христолюбцы, все человечество будет поставлено среди царства и осуждения, жизни и смерти, среди безопасности и нужды, все будут в ожидании страшного судного часа, и никто никому не в силах будет помочь. Тогда потребуется от каждаго исповедание веры, обязательство крещения, вера чистая от всякой ереси, печать несокрушенная и хитон неоскверненный, по написанному: вси же окрест Его принесут дары (Пс. 75, 12) страшному Царю, потому что у всех вписавшихся в гражданство в св. церкви потребуется отчет по силе каждаго: сильнии сильне истязани будут, по написанному (Прем. 6, 6) и ему же дано много, много взыщется от него (Лк. 12, 48) и в нюже меру мерит каждый, возмерится ему (Мк. 4, 24)...
Пастыри, т. е. епископы, будут вопрошены и о собственном их житии и о пастве их: у каждаго потребуют словесных овец, которых принял он от Пастыреначальника Христа. Если же по нерадению епископа погибнет овца, то кровь ее взыщется от рук его. Подобным образом и пресвитеры дадут ответ за церковь свою, а вместе и диакон и всякий верующий дадут ответ за дом свой, за жену, за детей, за рабов и рабынь: воспитывал ли он их в наказании и учении Господни, как заповедал апостол (Еф. 6, 4). Тогда вопрошены будут цари и князи, богатые и бедные, великие и малые о всех делах, какия сделали. Ибо написано, что вси предстанем судищу Христову (Рим. 14,10), да приимет кийждо, яже с телом содела, или блага или зла (2 Кор. 5, 10), и в другом месте написано: несть иже измет от руку Моею (Втор. 32, 39).
Тогда, христолюбцы, после того, как исследованы и объявлены будут дела всех пред ангелами и человеками, и все враги положены под ноги Его (1 Кор. 15, 25), упразднится всяка власть и сила (24) и поклонится всяко колено Богови (Рим. 14,11), по написанному, тогда отлучит их друг от друга, как пастырь отлучает овец от козлищ. У кого есть добрые дела и добрые плоды, те отделятся от бесплодных грешных. Тогда идут сии в муку вечную: праведницы же в живот вечный (Мф. 25,46)...
У кого есть слезы и сокрушение, плачьте со мною. А я, благословенные мои братие, вспомнил о сем бедственном разлучении, и не могу перенести сего, потому что в страшный оный час бедственною разлукою разлучены будут все друг с другом, и каждый пойдет в преселение, из котораго нет возврата... Тогда грешные будут, наконец, изгнаны из судилища и отведены немилостивыми ангелами, принимая от них толчки, побои, скрежеща зубами, все чаще и чаще обращаясь, чтобы увидеть праведников и ту радость, от какой отлучены. И увидят они неизглаголанный свет, увидят красоты райские, увидят в той стране знакомых, увидят великие дары, какие приемлют от Царя славы подвизавшиеся в добре, потом постепенно отдаляясь от всех, праведников, и друзей, и знакомых, сокроются, наконец, и от самого Бога потеряв уже возможность зреть радость и истинный оный свет. Наконец, приближатся к описанным мучениям, и там будут рассеяны и расточены. Тогда-то увидят, что совершенно они оставлены, что всякая надежда для них погибла, и никто не может помочь им, или ходатайствовать за них, потому что праведен суд Божий, тогдато, наконец, в горьких слезах, рыдая, скажут: о, сколько времени погубили мы в нерадении! о, как были мы обмануты! о, как насмехались, слушая писание! Там Бог говорил чрез писание, и мы не внимали, здесь вопием, и отвращает Он лице Свое от нас. Что пользы доставили ним концы мира? Где отец, родивший нас? Где матерь, произведшая нас на свет? Где братья? Где дети? Где друзья? Где богатство? Где имение? Где людская молва? Где пиры? Где многолюдные и бесплодные гульбища? Где цари и владетели? Как никто из всех их не может спасти нас, и сами себе не в состоянии мы помочь. Но совершенно оставлены мы и Богом и святыми. Что будем делать? Нет уже времени для покаяния, не сильно уже ходатайство, нет уже пользы от слез, не видно уже нищих и убогих, продающих елей, потому что торжище кончилось... О сем страшном дне и часе предрекали святые пророки и апостолы, о сем дне и часе Божественное писание, от концев и до концев вселенной, в церквах и на всяком месте, вопиет и всем свидетельствует и всех умоляет, говоря: смотрите, бдите, внимайте, трезвитесь, молитесь, милосердствуйте, будьте готовы, яко не весте дне, ни часа, в оньже Сын человеческий приидет (Мф. 25, 13)... И что говорю о пророках и апостолах? Сам Владыка наш и Господь засвидетельствовал о дне оном, говоря: внемлите себе, да не когда отягчают сердца ваша объядением и пиянством и печальми житейскими, и найдет на вы внезапу день той: яко сеть бо приидет на вся живущия на лицы всея земли (Лк. 21, 34, 35). Бдите убо, яко, в оньже час не мните, Сын человеческий приидет (Мф. 24, 42, 44), и - подвизайтеся внити сквозе тесная врата (Лк. 13, 24), вводящия в жизнь...
Сей день содержа в уме, святые мученики не жалели тела своего, но претерпевали все роды мучений, увеселяясь надеждою получить венцы, иные в пустынях и на горах подвизались, и ныне подвизаются в посте и девстве...
Сие-то страшное судилище и Сего неподкупного Судию имел в уме, блаженный Давид каждую ночь омочал ложе слезпми, и умолял Бога, говоря: Господи, не вниди в суд с рабом Твоим (Пс. 142, 2), да неугодно будет Тебе, Человеколюбец, вести со мною прю. Не имея никакого оправдания, по тому самому умилостивляю благость Твою, не вниди в суд рабом Твоим: ибо если восхощешь сие сделать, то не оправдится пред Тобою всяк живый (Пс. 142, 2). Смотрите, братие, как блаженный Давид страшится оного дня и часа, молится и готовится к ответу. Посему приступите и вы, христолюбивые братие, пока не настал оный день, пока торжище не кончилось, пока видимо не пришел Бог, и не застал нас неготовыми, предварим лице Его исповеданием, покаянием, молитвами, постом, слезами, странноприимством, предварим, пока не пришел Он видимо и не нашел нас неготовыми. Не престанем приносить покаяние, неотступно умолять и готовиться во сретение Господу все вкупе, мужи и жены, богатые и бедные, рабы и свободные, старцы и юноши.
Смотрите, да никто не говорит: много нагрешил я, нет мне прощения. Кто говорит это, тот не знает, что Бог есть Бог кающихся, пришел на землю ради злостраждущих и сказал: радость бывает о едином грешнице кающемся (Лк. 15, 10), и еще: не приидох призвати праведных, но грешные в покаяние (Лк. 5, 32)...
Но смотрите, никто да не дерзнет сказать, я не согрешил. Кто говорит это, тот слеп, смежил очи, сим себя обманывает и не знает, как окрадывает его сатана и в словах, и в делах, то чрез слух, то чрез глаза, то чрез осязание, то чрез помыслы. Ибо кто похвалится, что у него невинно сердце и все чувства чисты? Никто не безгрешен, никто не чист от скверны, никто из человеков не свободен совершенно от вины, кроме Того единаго, Кто нас ради обнищал, богат сый. Безгрешен Он один - вземлющий грех мира, желающий спастись всем человекам, не хотящий смерти грешников.., всех призываюший к покаянию и не отвращающийся ни от кого из кающихся. К Нему прибегнем и мы, потому что все грешные, прибегавшие к Нему, улучали спасение.
Посему и мы, братие мои, не будем отчаяваться в своем спасении. Согрешили мы? Покаемся. Тысячекратно согрешили? Тысячекратно принесем покаяние. Бог радуется о всяком добром деле, преимущественно же о душе кающейся: ибо весь преклоняется к ней приемлет ее собственными руками и призывает, говоря: приидите ко Мне вси труждающиися и обремененнии, и Аз упокою вы (Мф. 11, 28) в горнем граде, где все святые Мои упокоеваются в великой радости... Приидите ко Мне вси обремененнии, отрясите и свержите с себя бремя грехов, ибо прибегая ко Мне, никто не оставался обремененным, но бросал худой навык, отучался от того искусства, какое ко вреду занял у диавола, научась у Меня искусству доброму. Волхвы, пришедши ко Мне, бросали волхвование и научились боговедению, мытари оставляли мытницы и составляли из себя церкви, гонители переставали гнать и желали быть гонимыми, блудницы возненавидели блудодеяние и возлюбили целомудрие, разбойник оставил убийства, отучился от разбойническаго промысла, воспринял чистую веру и стал жителем рая. Посему приидите ко Мне и вы, ибо грядущаго ко Мне не изжену вон (Ин. 6, 37).
Слышали вы, возлюбленные, благие обетования и сладчайший глас Спасителя душ наших? Кто видел столь нежно любящаго Отца? Кто видел такого добраго врача? Посему приидите, поклонимся и припадем Ему, исповедуя грехи свои. Слава человеколюбию Его, слава долготерпению Его, слава благости Его, слава снисхождению Его, слава щедротам Его, слава царству Его, слава, честь и поклонение имени Его во веки. Аминь. Еще скажу, и не престану говорить: не поленимся, не убоимся, мы грешные, не престанем взывать день и ночь со слезами: ибо Он милостив и нелжив и несомненно сотворит отмщение за вопиющих к Нему день и ночь.
Он Бог кающихся, Отец, Сын и Святый Дух. Ему слава и держава во веки веков. Аминь.

Преподобный Ефрем Сирин






Яндекс.Метрика православный кинозал ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU

Православный журнал «Благодатный Огонь» Жития святых свт. Димитрия Ростовского»



Авторизацияна нашем сайте
Логин
Пароль