православные фильмы онлайн
Регистрация

КНИЖНЫЙ ИНТЕРНЕТ МАГАЗИН

Книги нашего издательства Новые поступления Великий пост и Пасха Православные книги Библия Новый Завет Псалтирь Закон Божий Молитвословы Акафисты Каноны Молитвы в различных случаях Детские молитвословы О молитве Богослужебные книги Новоначальным Праздники Духовная проза и поэзия Детская литература Семейная жизнь и воспитание детей Жития святых Жизнеописания подвижников Святые отцы Толкования Богословие Философия Дневники, письма, проповеди Искусство Ответы на вопросы, беседы, размышления Церковь и общество Проповедники и подвижники благочестия нашего времени Покаяние, исповедь, причащение Таинства Церкви История История Церкви Ноты и пение Православные календари Православные журналы Путеводители, альбомы, святые места Психология, медицина Кухня, огород Учебно-справочная литература Книги на церковно-славянском языке КАРМАННЫЙ ФОРМАТ КНИГИ КРУПНЫМ ШРИФТОМ ПОДАРОЧНЫЕ КНИГИ КНИЖНЫЕ СЕРИИ УЦЕНЕННЫЕ НОВЫЕ КНИГИ Классическая литература CD и MP3 DVD ПРАВОСЛАВНЫЕ ИКОНЫ Иконы. Святая Троица Иконы Спасителя Иконы Богородицы Иконы праздников Ангелы и Архангелы Мужские имена Женские имена Складни Иконы автомобильные Иконы по способу изготовления и оформления Православная одежда Утварь и подарки Благо здравница
Монастырь в миру. Протоиерей Валентин Свенцицкий -2.1-

ЧАСТЬ ВТОРАЯ (продолжение)

Не месяцы, а годы придется ему потрудиться, прежде чем идти дальше.

Тем более что дальнейший молитвенный путь требует соответственной успешной работы и над очищением души от власти страстей. Согласуй и то, и другое. Только когда увидишь, что освобождаешься от этого рабства, и в то же время молитвенное правило станет для тебя коротким - явится все более и более разгорающаяся молитвенная ревность; только тогда с благословения духовника переходи к третьему правилу, которое уже может ввести тебя в высшее "художество духовное" - умную молитву, если будет на то милость Божия.

Это новое молитвенное правило может быть до пятисот молитв, а по усердию может быть и больше.

Поясные поклоны - после каждых 10, а после каждых ста - один земной.

Ты уже дерзаешь подыматься на высоту!

Блюди себя, чтобы не упасть, блюди от страстей, наипаче от гордости, помня подвижническое правило:

"Если возникает в тебе гордость, вспомни, что ею истребляются все плоды добродетели".

Не думай, что враг тебе не опасен: "Демоны и в бегстве своем часто готовят брань, опаснейшую первой".

Новое молитвенное правило потребует многих трудов и великого терпения. Именно здесь вооружатся страсти со всею силою, способною привести душу в уныние, ибо явится мысль, что все усилия были тщетны, если страсти с небывалою до того силой являют себя на молитве. Человек станет сомневаться в верности своего пути, и бесы станут внушать ему:

"Сколько лет трудишься - и не только не достиг ничего, но пришел к худшему".

После такой неудачи явится желание вовсе бросить молиться, как говорит Св. Григорий Богослов:

"Коль скоро не удалось одно, думаем, что лишились всего, хотя бы неудача была и кажущаяся".

Уныние возможно тем более, что мысль "пришел к худшему" будет иметь видимость истины, потому что воистину помыслы и вожделения доселе никогда не были так ярки и соблазнительны. Будет видимость того, как будто бы "от молитвы" развивались страсти. В этой видимости сила клеветы дьявольской. Но сила новых искушений зависит от другого. Она, напротив, свидетельствует о достигнутых успехах, ибо сила искушений зависит от силы духовного сопротивления.

Не молитва породила страсти. Она лишь усилила ярость демонов, которые привели страсти в движение.

В разных образах предстояли тебе страсти на всех ступенях твоего молитвенного восхождения. Когда ты творил молитву сто раз, твой дух боролся с рассеянностью мысли. Эту рассеянность питали страсти.

Когда ты творил молитву триста раз, твой дух боролся за внутреннее внимание, которое страсти отвлекали вовне.

Когда ты начал творить молитву пятьсот раз и захотел вознестись духом до умной молитвы, все силы оставшихся страстей восстали на тебя.

Ослаблять силу их надо не только усиленной борьбой на молитве, но и усиленными подвигами в жизни. Нужна не только усиленная молитва, но и усиленный пост.

Плоды духовные от этих трудов очень обильны. Ты при дверях

Внимание, воспитанное на внешнем и постепенно обращенное внутрь сердца, начинает теперь поднимать дух до истинного созерцания.

Счета не прекращай, держи по-прежнему в твердых руках свою молитву. Но произнесение молитвы вслух можешь заменить произнесением мысленным, когда такова будет потребность души, и если начнут как бы пропадать отдельные слова молитвы - этому не препятствуй.

Произнося молитву, может быть, скажешь только:

-Господи Иисусе.

А все остальное вознесешь ко Господу, не произнося слов.

Сдерживай себя счетом, чтобы раньше времени не вступать на путь, когда и счет прекращается, и слов нет - такое преждевременное восхождение может повлечь за собою полное падение, заведя незаметно человека в хаос безбрежных переживаний, которые имеют лишь видимость умной молитвы, а на самом деле - порождение бесовское. Новое молитвенное правило откроет тебе область новых и светлых духовных состояний; обращенное внутрь внимание изменит весь строй твоей молитвы. Не будет не только произносимых тобой слов, но и мысли как бы растворятся в сердце.

Начнешь, как всегда:

-Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешного.

И не успеешь дойти до ста, как первые два, а то и одно слово, заменят тебе всю молитву.

Потом это слово не будешь произносить вслух. Или по временам скажешь середину молитвы:

- Сыне Божий- Или конец ее:

-Помилуй мя грешного.

Молитва становится лишь "руслом", по которому идет молитвенное воздыхание, не оформляемое словами и не выражаемое мыслью.

Трезвитесь! Старайтесь не терять счета и класть положенные поклоны.

Но понемногу и здесь ослабляй сдержку и давай простор молитве внутренней.

В это время пора приступить к ночной молитве

Ночная молитва имеет свои особые трудности. Двоящиеся мысли всего сильней сказываются именно на ночной молитве.

Достигнув третьего молитвенного правила, человек приблизился к состоянию единства. Но проверь ночною своею молитвою, чтобы не было оно кажущимся.

Ночью демоны склонны, пользуясь двойственностью, вести споры в недрах человеческой души.

Надо остерегаться вступать в пустые внутренние словопрения. Надо гнать их. Вопросы оставлять без ответов. И не соблазняться добрыми намерениями в этих внутренних спорах посрамить врага.

Ночное молитвенное правило должно быть коротким - не более трехсот молитв. Дабы не воспользовались злые силы ослаблением внутреннего внимания, столь возможного при повышенности всех духовных состояний ночью.

Особенность ночной молитвы заключается в характере искушений. Ночью они более духовны.

Это делает их менее заметными, а потому и более опасными.

Больше всего искушают демоны на ночной молитве высотой молитвенных состояний. Внушают горделивые мысли о необычайных духовных дарованиях молящегося. Услаждают неблагодатными поддельными откровениями. Принимают вид Ангела света.

Все это гони от себя именем Господа нашего Иисуса Христа.

Все это ночные томления души нашей, не освободившейся от власти страстей.

Но преодолев искушение, молящийся получит многое от этих ночных трудов для преуспеяния в молитве.

Когда отступят от души темные силы, отравляющие ее утонченными соблазнами, скажется благотворное значение ночной молитвы.

Потому и демоны так сильно влияют на душу ночью, что на ночной молитве душа делается открытее и доступнее. Но она делается открытее как для злого, так и для доброго.

Когда злое отступит - доброе даст плоды во сто крат.

Ночью в душе тише, чем днем. А чем тише в душе, тем слышнее Господу.

Ночью молитва легче переходит от внешних слов внутрь сердца и становится духовной молитвой.

На ночной молитве, когда без слов взывает душа одним сердечным воздыханием, укрепляется и возрастает дух молитвенный.

Ночным молитвенным правилом достигается то, чего не может дать молитва дневная: как бы призрачность и легкость душевной нашей оболочки.

Если ночное правило начато во благовремении, оно сильно подвинет молящегося нашего на молитвенном пути, приближая к вожделенной сердечной молитве.

В деле "художества духовного" это необходимая ступень обучения.

Плоды ночных трудов не преминут сказаться и на молитве утренней, дневной и вечерней.

Особое место занимает молитва Иисусова во время Богослужения

Произнесение молитвы Иисусовой не только не отвлекает от Богослужения, а таинственным образом освобождает путь, прегражденный телесною нашею оболочкой для усвоения церковной молитвы сердцем и разумом.

Поют песнопения. Внимай словам их. Участвуй в каждом движении совершающегося Богослужения. Но мысленно за всем этим говори:

- Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешного.

И слова эти не только не отвлекут тебя, не только не заградят путь для усвоения слов и действий Богослужения, а напротив, как бы возьмут их и подымут и силою своею вложат в самую твою душу. То, что проходило без внимания, поразит тебя своим величием. То, что слушал с любовию, вызовет священный трепет. То, что умиляло, исторгнет слезы. Молитва церковная раскроется для сердца во всем своем величии и значении, и сердце примет ее и одухотворится ею.

Особенно велико значение молитвы Иисусовой для совершающих Богослужение.

И иерей, творящий эту молитву во время совершения Богослужения, особенно Литургии, найдет в ней путь к тому духовному состоянию в действительности, о котором он больше знает теоретически и которое переживал доселе как намек.

Теоретически он знает, как бы должна была трепетать душа при совершении сего Таинства. Но ум и воля бессильны заставить душу не только знать, но и чувствовать.

Он знает, что Ангелы невидимо сослужат ему, что здесь, у Престола, около которого он стоит, невидимо стоят Херувимы; он просит у Господа " ...Иже Пресвятаго Твоего Духа в третий час Апостолом Твоим низпославый, Того, Благий, не отъими от нас, но обнови нас,молящих Ти ся". И недостойными, грешными своими руками благословляя хлеб и вино, дерзает произносить священные слова: "И сотвори убо хлеб сей честное Тело Христа Твоего. А еже в Чаши Сей, честную Кровь Христа Твоего. Преложив Духом Твоим Святым". После чего пред ним уже не хлеб и вино, а Самое Пречистое Тело Христово и Самая Его Честная Кровь.

"Оле страшнаго таинства. Оле блогоутробия Божия".

Сам Христос перед нами. А мы? Горит ли душа наша любовию и страхом? Где слезы умиления? Где печаль о грехе, где радость о спасении?

Разум знает, что все это так, но "окамененного нечувствия" сердца, которое есть результат мирской жизни нашей, преодолеть не может.

Молитва Иисусова, как огонь топит воск, топит и окаменевшее сердце. Как бы чудо некоторое совершается с душой, и все бывшее лишь в разуме - приходит в сердце, достигает самой глубины духа, переполняя его чувством любви, благоговения, радости и покаяния.

Все положенное должен прочесть священник за Богослужением (тайные молитвы), но, во-первых, у него останется довольно времени и для молитвы Иисусовой, а во-вторых, читая положенные молитвы, можно содержать непрестанно в глубине духа и молитву Иисусову.

Приближается для молящегося время, когда он может ввести постоянное произнесение молитвы Иисусовой в свою повседневную жизнь.

Пусть за утренним и вечерним правилом сохраняется счет произносимых молитв, поскольку позволит это состояние молитвенного духа. А днем счет надо оставить.

Руководись лишь сердечным движением в разное время дня, призывая имя Иисусово.

Пусть молитва неослабно живет в тебе в течение всего дня.

Какое бы дело ни начинал - скажи:

-Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешнаго. Если ты находишься среди людей, живущих суетной жизнью, если слышишь смех, шутки, нескромные слова, говори:

-Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешнаго. Не смущайся ни временем, ни местом, ни обстоятельствами, всегда возвращайся к этим словам:

- Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешнаго.

Особенно вспоминай их при раздражении, при чувственных искушениях, при скорби, унынии или мирских соблазнах.

Молитва, мысленно тобой произносимая, сделает тебя спокойным, воздержанным, серьезно настроенным. Наполнит твою жизнь

внутренним содержанием. Откроет твое сердце для полезного и преградит в твою душу путь соблазнам. Она всегда обличает тебя пред самим собою, когда ты неправ. Она научит тебя, как поступить, когда разум колеблется и сердце безмолвствует. Молитва Иисусова будет как бы твоим судьей, который всегда укрепит в добром и обличит тебя в дурном.

Окрепнув в молитве, не бойся дать ей широкий простор в душе.

"Непрестанно молитесь".

Ты исполняешь лишь повеление Апостола языков.

Одно помни предостережение.

Делай это тайно.

Пусть вовне ничем не проявляется твоя постоянная молитва. Пусть даже самые близкие люди по возможности не знают о ней. Великая беда, если молитва станет источником гордости, возношения, самолюбия, рисовки. Не думай, что тебе это не угрожает. Не считай себя достойным "высоты", на которой уже не страшны соблазны гордости.

Не будь самонадеян и в виду страшных, всю душу опустошающих последствий гордости, в ничто превращающих все подвиги, не давай и повода себе для таких соблазнов.

Пусть молитва твоя будет твоею сердечною тайной, ведомой лишь тебе и Господу Богу:

"Ты же, когда молишься, войди в комнату твою и, затворив дверь твою, помолись Отцу Твоему, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно" (Мф. 6,6).

Так и ты войди в "комнату" души твоей, затвори "дверь", чтобы со стороны никто не сказал: "Он молится".

Пусть молитва твоя будет сокровеннейшей тайной от всех. Господь воздаст тебе явно. Этим "явным" воздаянием будет твоя жизнь, ибо вся жизнь твоя станет иной, если не по внешним изменениям, то по внутреннему своему содержанию.

Не все могут оставить мир

Но все могут и в миру подвизаться молитвой Иисусовой. И в миру можно жить, как в пустыне. Как говорит св. Иоанн Златоуст:

"Мы должны душу свою ввести в самую необитаемую пустыню. И в этой пустыне молитва Иисусова создаст для молящегося как бы тайный духовный монастырь".

- Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешнаго.

Это камень, из которого созидаются стены сего тайного монастыря.

Один камень за другим кладет человек, произнося слова этой молитвы, и день за днем, год за годом вокруг души вырастают невидимые стены, отделяющие его от мирской жизни.

Он теряет вкус и интерес к мирским развлечениям, к шумным забавам, его тяготит общество пустых людей, их постоянный смех, шутки, злословие. Ему не нужны светские книги. Ему не нужно искать, чем бы внешним заполнить жизнь, спасаясь от тоски и скуки. Жизнь его полна внутреннего значения и неисчерпаемого духовного содержания. Он тайный монах тайного монастыря, еще не принявший пострига, живущий для всех окружающих в миру, но для себя ушедший в монастырь умной молитвы.

Он создал этот монастырь терпеливыми, неустанными трудами, с Божьей помощью подвизаясь Иисусовой молитвой. Но вступив в этот монастырь, дальнейшее, высшее созерцание в нем - это уже завершение молитвенного пути, это то, что дает только благодать Божия. Как говорит об этом старец Паисий:

"Егда же Божиею помощью и предреченным подвигом, паче же всех, глубочайшим смирением, очистит кто душу свою и сердце от всякия душевных и телесных страстей скверны, тогда благодать Божия, общая всех мати, вземши ум, тою очищенный, аки отроча за руку, возводит, аки по степенем, на предреченная видения духовная, номере очищения ума, открывая ему неизреченныя и умом непостижимыя Божественныя тайны, и сие нарицается воистину истинное видение духовное: еже есть зрительная, или, по святому Исааку, чистая молитва, от нея же ужас и видение: на няже несть возможно никомуже своим самовластно произвольным подвигом взыти, аще же кого Бог присетит и благодатию Своею на ня возведет".

- Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешнаго.

В начале этой книги приведены слова аввы Исайи: "Много смущает и тревожит бесов то, когда инок вооружает себя тайным поучением, которое заключается в следующей молитве: Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя".

Но не более ли того тревожит бесов, когда не инок, а человек мирской вооружается этой молитвой? Ведь бесы, владеющие столькими душами в миру, не могут не прийти в ярость, видя, как отдельные души человеческие заключают себя в тайный монастырь и тем отнимают то, что бесы привыкли считать своим.

Но да не останавливает эта ярость стремящихся к молитвенному подвигу и спасению.

Пусть помнят они другие слова аввы Исайи о молитве Иисусовой:

"Сокровенное поучение (молитва Иисусова) есть зерцало для ума, светильник для совести. Сокровенное поучение изсушает похоть, укрощает раздражительность, отгоняет гнев, отъемлет печаль, удаляет дерзость, разрушает уныние. Сокровенное поучение просвещает ум, отгоняет леность. Сокровенное поучение рождает умиление, вселяет в душу страх Божий, приносит слезы. Сокровенное поучение усваивает монаху смиренномудрие истинное, бдение благоумиленное, молитву неразвлекаемую; оно отгоняет злые помыслы, уязвляет бесов и очищает тело (от страстей). Сокровенное поучение научает долготерпению, оно причастник воздержанию, вестник геенны. Сокровенное поучение соблюдает ум от мечтательности, возбуждает его к размышлению о смерти. Сокровенное поучение исполнено всех благих дел, украшено всякою добродетелью, чуждо и непричастно всякого скверного дела".

- Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешнаго.






Яндекс.Метрика православный кинозал ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU

Православный журнал «Благодатный Огонь» Жития святых свт. Димитрия Ростовского»



Авторизацияна нашем сайте
Логин
Пароль